Особенности формирования и развития иммунной системы у детей и её органы

Содержание

Формирование иммунитета у ребенка

Особенности формирования и развития иммунной системы у детей и её органы

  • Здоровье ребёнка от А до Я

Посещение детского сада часто бывает связано с всплеском внезапной «болезненности» ребёнка.

Один-два дня, проведенные в детском коллективе, — и мама вынуждена брать больничный на пару недель по уходу за ребенком. После возобновления посещений все повторяется снова.

Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, придется раскрыть суть понятия «иммунитет» и разобраться в этапах его формирования и «работы».

Что такое иммунитет?

Хороший иммунитет — это повышенная сопротивляемость организма инфекциям, вирусам, вредным веществам с антигенными свойствами.

Иммунная система представляет собой эффективный механизм реагирования и на неблагоприятные изменения собственных клеток организма.

Организм ребенка с хорошим иммунитетом способен противостоять даже паразитарным инвазиям, которые неизбежны у детей до 5 лет в связи со спецификой этапов формирования иммунной системы.

Сопротивляемость организма зависит от качества «работы» иммунных клеток нескольких типов и органов иммунной системы (селезенки, лимфоузлов, костного мозга, кора правого полушария головного мозга и пр.). Формирование иммунитета у ребенка начинается еще во время внутриутробного развития.

Иммунитет ребенка до рождения

Ребенок не зря отделен от матери плацентой: кровообращение плода и матери не смешивается, что позволяет избежать отторжения чужого организма.

Иммунная система ребенка до рождения угнетается естественным образом, чтобы не так активно реагировать на материнские антигенные факторы. До рождения ребенок по сути получает неспецифический врожденный иммунитет от родителей.

Наследственность играет немаловажную роль. Иммунодефициты, аллергические реакции, опухоли — все это следствие дефектов врожденного иммунитета.

На этом этапе развития плода имеют значение многие факторы, которые участвуют в формировании иммунитета ребенка: внутриутробные инфекции, заболевания (даже обычная простуда) матери, особенности протекания беременности, незрелость или недоношенность ребенка. С момента рождения у ребенка начинает формироваться специфический (приобретенный) иммунитет.

Формирование иммунитета у новорожденных

Недаром новорожденный ребенок сразу после рождения отдается матери.

Развитие приобретенного иммунитета ребенка начинается с первым грудным кормлением — первый месяц жизни беззащитный детский организм во всем полагается на полученные с материнским молозивом антитела.

Именно поэтому очень важно прикладывать ребенка к груди с первых часов после рождения и в течение первых трех дней жизни. Последующий месяц ребенок будет жить за счет полученных антител, которые выполняют защитную функцию его несовершенного пока иммунитета.

Грудное вскармливание обеспечивает ребенка антителами к инфекционным болезням, которые перенесла мама.

Пассивный иммунитет новорожденного очень важен в первые несколько месяцев, ведь собственный иммунный механизм только-только начинает развиваться.

Не стоит прекращать грудное вскармливание, если мама заболела простудой. Ребенок получит необходимые антитела с молоком и останется резистентным к заболеванию.

Через месяц полученные антитела разрушаются, и иммунная система ребенка должна сама учиться отвечать на все инфекции, вырабатывая адекватный ответ в виде иммунных клеток и антител. Здоровье малыша также зависит от продолжительности грудного вскармливания и качества молока.

Уставшая или ослабленная мать физически не способна выработать хорошее молоко и сообщить ребенку на генном уровне, как защититься от той или иной болезни.

Первые два месяца полноценный сон, хорошее питание и отсутствие стресса и сильных физических нагрузок — это главные условия для матери, которые участвуют в формировании иммунитета у грудничка.

https://www.youtube.com/watch?v=k7GO6rw0ySM

Формирование иммунитета у ребенка происходит медленнее, чем знакомство с окружающим миром. Увеличение контактов при незрелой иммунной системе является критическим периодом в становлении иммунитета. Именно поэтому важно до 2–3 лет заботиться о здоровье ребенка, помогая ему укреплять иммунитет различными способами.

Как укрепить иммунитет ребенка?

Для укрепления иммунной системы ребенка важны здоровый образ жизни и личная гигиена.

Здоровый образ жизни подразумевает правильное питание, режим дня, физическая активность и закаливание.

Личная гигиена подразумевает приучение ребенка к чистоте и опрятности.

Здоровый образ жизни — залог здоровья малыша

Правильное питание — это полноценный рацион, обеспечивающий потребность ребенка в микроэлементах, витаминах, белках и жирных кислотах.

Для этого стоит позаботиться о разнообразии меню, включив в него в обязательном порядке мясо, рыбу, овощи, фрукты, ягоды, крупы и кисломолочные продукты.

Стоит ограничить потребление сахара, кондитерских изделий, специй и приправ, сдобы, а также продуктов с консервантами и красителями.

Нормальная физическая активность ребенка укрепляет его иммунитет. Варьировать физическую нагрузку стоит в зависимости от возраста. Активные игры для маленьких детей должны ассоциироваться с удовольствием. Занятия спортом по возможности проводят на свежем воздухе или в проветренном помещении.

  • Маленького ребенка учат работать с физкультурными принадлежностями, обучают элементарной страховке, приучают чувствовать равновесие и вырабатывают навыки ориентирования в пространстве;
  • Физические упражнения в среднем детском возрасте подразумевают развитие физической силы и выносливости;
  • У детей постарше формируется потребность в двигательной активности, самостоятельном поддержании физической форме и желание развивать свои двигательные навыки.

Сбалансированный режим сна и бодрствования влияет на формирование иммунитета у ребенка. Если ребенок мало спит, то резистентность организма к инфекциям снижается.

Закаливание ребенка можно начать в любом возрасте. Приобретенный иммунитет становится гораздо крепче благодаря общеукрепляющим процедурам. Методики закаливания могут быть любыми: от воздушных ванн до обтирания снегом или обливания холодной водой. Но, укрепляя иммунитет ребенка закаливанием, стоит придерживаться пяти правил:

  • закаляемый ребенок должен быть здоров;
  • ребенок находится в хорошем настроении и не отказывается от процедуры;
  • интенсивность процедур увеличивается постепенно;
  • закаливание должно быть регулярным и систематичным;
  • при перерыве в закаливании следует начинать все сначала.

Здоровый образ жизни придется вести всей семье: маловероятно, что ребенок согласится делать то, чего не делают родители, но он наверняка захочет провести время с папой и мамой, которые собрались на прогулку или зовут его поиграть.

Ребенку следует как можно раньше привить аккуратность и привычку следовать правилам личной гигиены — это мытье рук перед едой, после посещения туалета и сразу после улицы. Дома рекомендована регулярная влажная уборка и мытье игрушек мыльным раствором.

Эти простые, но очень действенные правила помогут укрепить иммунитет ребенка и вскоре вы навсегда забудете про простуды и ОРВИ.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки ;-)Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru ©

Источник: https://www.gnomik.ru/articles/art-formirovanie-immuniteta-u-rebenka/

Особенности формирования и развития иммунной системы у детей и её органы

Особенности формирования и развития иммунной системы у детей и её органы

Врожденный иммунитет в нашем организме находится в «рабочем» режиме постоянно, именно он самый первый встречает всех вредителей и ликвидирует их. Работа врожденного иммунитета начинается после появления ребенка на свет, однако, не в полную силу. Полное укрепление и становление иммунитета происходит постепенно, именно поэтому очень важно кормить ребенка грудным молоком, закаливать его.

Сразу после рождения иммунитет уже способен защитить ребенка от таких бактериальных заболеваний как ангина, бронхит, отит и др.

Когда инфекция попадает в организм, первое препятствие, которое она встречает на своем пути – слизистые оболочки, которые имеют кислую среду, не благоприятную для ее развития.

Как только инфекция попала на слизистые оболочки, начинают выделяться бактерицидные вещества. Именно слизистые оболочки задерживают и ликвидируют большинство агрессивных микроорганизмов.

Если по какой-то причине слизистые оболочки не справились со своей задачей, и инфекция пошла внутрь организма, она встречает следующее препятствие – специализированные клетки фагоциты, которые находятся как на коже и слизистых оболочках, так и в крови. Вместе со специальными белковыми комплексами фагоциты оказывают бактерицидное и противовирусное действие, благодаря которому из всех вирусов и бактерий выживают лишь 0,1%.

Специфическая иммунная система

Специфическая иммунная система, или как ее еще называют приобретенная, вырабатывается постепенно. Организм постепенно учиться отличать «своих» от «чужих» благодаря иммунологической памяти. Этот процесс возможен только при контакте с бактериями, вирусами и микроорганизмами.

Эту защиту формируют два очень важных и тесно связанных между собой фактора – клеточный (Т- и В- лимфоциты) и гуморальный (иммуноглобулины — антитела). Клеточный фактор запоминает чужеродное вещество, и при повторной встрече быстро и эффективно его уничтожает – это и есть иммунологическая память.

Именно так работают прививки – в организм целенаправленно вводится штамм вируса, чтобы Т- и В- лимфоциты запомнили вирус и, при повторной встрече, быстро его уничтожили. Т-лимфоциты уничтожают вирус самостоятельно, а В-лимфоциты выделяют особые антитела – иммуноглобулины.

Вы наверняка не раз видели их в результатах анализов – они бывают 5 видов: IgE, IgA, IgG, IgM, IgD.

Иммунная система у новорожденных

В процессе жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с агрессивными микроорганизмами и вырабатывает иммуноглобулины к сотням таких чужеродных тел. Организм малыша в этом плане намного уязвимее, так как приобретенный иммунитет еще совсем «не опытный».

Формирование иммунной системы у новорожденного начинает приблизительной на 3-8-й неделе беременности, именно тогда формируется печень ребенка, которая начинает выделять те самые В-лимфоциты.

Где-то в промежутке между 5-й и 12-й неделями формируется тимус (вилочковая железа, расположенная в верхней части грудины), где начинают образовываться и обучаться Т-лимфоциты. В это же время начнут вырабатываться первые иммуноглобулины IgG.

После 32-й недели беременности, В-лимфоциты выделяют уже весь комплекс иммуноглобулинов, которые помогут защитить организм малыша  в первые месяцы жизни. После того как селезенка сформирована (приблизительно на 21-й неделе), начинают выделяться лимфоциты.

Однако лимфатические узлы, которые должны задерживать инородные тела, смогут полноценно защищать организм ребенка лишь к 7-8 годам.

Запомните! Неправильное питание, инфекционные заболевания в первые 20 недель беременности могут негативно отразиться на формировании этих органов! Поэтому очень важно избегать контактов с больными ОРВИ, гриппом, избегать переохлаждения и соблюдать сбалансированную диету.

Первый критический период в становлении иммунной системы

Так знаменуется момент рождения, когда иммунная система ребенка целенаправленно подавляется. Все дело в том, что, проходя по родовым путям, малыш сталкивается с массой новых бактерий, а когда появляется на свет, количество новых бактерий составляет миллиарды.

Если бы иммунная система малыша работала также как взрослая, организм ребенка просто не выдержал бы подобного «столкновения» с новой средой. Именно поэтому к моменту рождения иммунная система малыша работает лишь на 40-50%.

Из-за этого организм ребенка очень восприимчив к вирусам и бактериям, состояние его здоровья поддерживается только благодаря иммуноглобулинам, полученным от матери.

После рождения кишечник ребенка начинается «заселяться» полезными кишечными бактериями, малыш питается специальными смесями или грудным молоком, получая все самое необходимое для становления иммунной системы. Стоит отметить, что важное значение здесь имеет молозиво, которое рекомендуется дать малышу сразу после рождения до прихода молока.

Второй критический период в становлении иммунной системы

Источник: https://zdorovo.live/immunitet/osobennosti-formirovaniya-i-razvitiya-immunnoj-sistemy-u-detej-i-eyo-organy.html

Иммунная система у детей: органы и особенности формирования иммунитета по периодам

Особенности формирования и развития иммунной системы у детей и её органы

Елена

Иммунная система у детей в период новорожденности находится в зачаточном состоянии, поскольку в ней отсутствуют так называемые маркеры различных инфекций.

Особенности иммунной системы у детей позволяют ей активно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и постоянно укрепляться.

О том, как происходит формирование иммунной системы у детей можно узнать на этой странице – рассмотрены все этапы становления защитного механизма организма ребенка.

Как и другие системы организма ребенка, органы иммунной системы у детей изменяются в зависимости от возраста. Завершается формирование системы защитных факторов к 15 — 16 годам. Иммунная система и её развитие у детей в процессе взросления претерпевает ряд критических изменений, и, если не обращать внимания на некоторые из них, то высока вероятность развития хронических заболеваний.

Основные органы иммунной системы у детей включают в себя тонкий и толстый кишечник, костный мозг, белые тельца крови, селезенку, печень и лимфоидное кольцо носоглотки. Стоит уделять внимание состоянию носоглоточной и небной миндалинам, которые входят в лимфатическую систему организма. О том, как развиваются эти органы в критические периоды жизни ребенка, можно прочитать далее.

Периоды формирования иммунитета (иммунной системы) у новорожденных и детей

В процессе формирования иммунитета у детей наблюдается ряд критических периодов, знание которых делает понятными рост и снижение заболеваемости в различных возрастных группах детей.

Иммунитет и формирование иммунной системы представляют собой сложную совокупность гуморальных и биохимических факторов, обеспечивающих надежную защиту всех клеток организма от воздействия бактерий и вирусов, токсинов и ядов.

Первый критический период соответствует периоду новорожденности (первые 29 дней жизни). В этот период происходит первичное формирование иммунитета у новорожденных, заключающееся в следующих проявлениях:

  • отмечается состояние физиологической депрессии иммунной системы;
  • обеспечение защиты имеет пассивный характер (за счет материнских антител), система фагоцитоза неразвита (незавершенный фагоцитоз);
  • наблюдается слабая устойчивость ко многим микроорганизмам (условно-патогенная, гноеродная, грамотрицательная микрофлора, некоторые вирусы), а также склонность к вовлечению в инфекционный процесс всего организма (генерализация процесса) и септическим состояниям.

Второй критический период (3 — 6 мес.) характеризуется:

  • ослаблением пассивного гуморального иммунитета, что связано с уменьшением поступления с молоком материнских антител;
  • развитием активного первичного иммунного ответа на большинство антигенов, во время которого в основном образуются 1дМ, не формирующие иммунологической памяти.

Именно поэтому при вакцинации против детских инфекций (столбняк, дифтерия, коклюш, полиомиелит и др.) на первом-втором году жизни вторичный иммунный ответ с образованием антител класса IgG и стойкой иммунологической памяти формируется только после повторных введений вакцины.

Слабость системы местного иммунитета (дефицит IgA) в это время способствует возникновению повторных заболеваний острыми респираторными вирусными инфекциями. В этот период проявляются многие наследственные иммунодефициты; растет частота пищевой аллергии.

Третий критический период — это второй год жизни ребенка. В это время значительно увеличиваются контакты малыша с внешним миром.

Иммунная система работает полноценно, функция лимфоцитов активируется, вырабатываются значительные количества IgG и формируется собственный долговременный иммунитет.

Однако по-прежнему сохраняется дефицит факторов местной защиты, чем объясняется сохранение высокой восприимчивости детей к возбудителям бактериальной и вирусной инфекции.

Во все периоды формирования иммунитета следует внимательно отслеживать поражения органов защитной системы. В частности, нужно следить за нормальной микрофлорой кишечника и состоянием небных миндалин. Острые воспаления миндалин (тонзиллиты) в первые два года жизни связаны у детей преимущественно с вирусами (80%), в то же время среди патогенных бактерий преобладает стафилококк.

Бактериальное и вирусное воспаление ведет к разрастанию (гиперплазии) нёбных и глоточной миндалин. Постепенно происходит формирование лимфоглоточного кольца, которое состоит из нёбных, глоточной (трубной), носоглоточной и язычной миндалин, выступающих в качестве защитного барьера на пути инфекций за счет местного иммунитета.

Четвертый критический период приходится на возраст 4 — 6 лет. Синтез антител (кроме IgA) достигает уровня взрослого человека; отмечается повышение содержания 1дЕ.

Однако у большинства детей система местного иммунитета еще не завершила свое развитие, поэтому активность факторов местной защиты остается низкой.

В этот период могут проявиться поздние наследственные дефекты иммунной системы.

Пятый критический период соответствует подростковому возрасту (девочки— 12 — 13 лет, мальчики— 14— 15лет).

Процесс полового созревания сопровождается уменьшением массы лимфоидных органов, так как половые гормоны, интенсивно вырабатываемые организмом в этот период, угнетают иммунные реакции.

На фоне таких процессов могут развиваться аутоиммунные и лимфопролиферативные заболевания, происходит повышение восприимчивости к микроорганизмам. Специфическая защита слизистых оболочек дыхательных путей в возрасте до 12— 15 лет обеспечивается преимущественно секреторным (местным) иммунитетом.

Увеличивается влияние на иммунную систему таких экзогенных факторов, как, например, курение.

Отклонения в развитии иммунной системы проявляются преимущественно как поздний иммунологический старт, причинами которого может быть ряд факторов:

  • малый вес ребенка при рождении;
  • вирусное инфицирование во внутриутробном периоде (вирусамицитомегалии, Эпштейна — Барр, герпеса);
  • желтуха (гипербилирубинемия);
  • малые наследственные аномалии иммунитета — дефицит IgA, отдельных субклассов IgG, отдельных компонентов системы комплемента, интерферона и др.;
  • экзогенные влияния — введение гамма-глобулина без достаточных на то оснований, отсутствие профилактики рахита, длительное применение гормонов (кортикостероидов), воздействие диоксинов и фенолов атмосферного воздуха и др.;
  • рецидивирующие инфекции (острые респираторные вирусные заболевания и др.), которые могут привести к развитию вторичной депрессии иммунной системы.

Влияние кишечника на иммунитет: как он зависит от этого органа?

Влияние кишечника на иммунитет невозможно переоценить, поскольку слизистая оболочка этого органа и обитающая в его полости полезная микрофлора составляют основу для защитного механизма организма человека.

По сути кишечник и есть самый большой орган иммунитета и при любых нарушениях в его работе наблюдается резкое снижение резистентности организма к негативным воздействиям внешней среды. Также стоит понимать, что иммунитет зависит от кишечника не только в плане нормальной микрофлоры и защиты от токсинов и ядов.

Этот орган регулирует процессы усвоения полезных питательных веществ и витаминов. А некоторые витамины, необходимые для иммунитета, кишечник вырабатывает самостоятельно.

Любой микроорганизм, попав в организм человека, должен преодолеть ряд защитных барьеров. Первой преградой на пути чужеродного агента являются кожа и слизистые ободочки. При этом общая поверхность кожи человека не превышает 2 м2, а общая поверхность слизистых — более 300 м2.

Слизистая оболочка кишечника на 25% состоит из иммунологически активной ткани и клеток. Около 10 миллионов клеток, продуцирующих иммуноглобулины, находятся в слизистой оболочке тонкой кишки.

Весь желудочно-кишечный тракт человека покрыт защитной биопленкой, в состав которой входят колонии бактерий-симбионтов.

Основные «жители» кишечника — это молочнокислые (лакто- и бифидо-) бактерии, а также энтерококки и некоторые штаммы колибактерий. Именно эти бактерии противостоят вторжению извне болезнетворных микроорганизмов. В тонком кишечнике функции стражей выполняют лактобактерии, а в толстом — бифидобактерии.

Все они тесно связаны с самым важным компонентом защиты организма — ассоциированной со слизистой оболочкой кишечника иммунной системой. Здесь Т-лимфоциты получают специализацию и «натаскиваются» на чужеродные вещества, чтобы в дальнейшем выполнять контрольные и регулирующие функции.

Именно отсюда «обученные» лимфоциты отправляются в свое путешествие по всему организму.

При участии бактерий-симбионтов образуются лизоцим и другие активные соединения, стимулирующие иммунную систему организма. Микрофлора кишечника оказывает существенное влияние на формирование местного иммунитета. Поэтому если в результате разных причин нарушается баланс кишечной микрофлоры и развивается дисбактериоз, иммунная система страдает в первую очередь.

Источник: https://my-ledimir.ru/osobennosti-formirovaniya-i-razvitiya-immunnoj-sistemy-u-detej-i-eyo-organy

Детский иммунитет: особенности формирования, признаки и причины ослабленной работы

Особенности формирования и развития иммунной системы у детей и её органы

Почему у ребенка слабый иммунитет? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы собрали информацию, которая объясняет принцип работы, особенности формирования иммунитета у детей и причины его снижения у малышей до года и ребят постарше. Еще из статьи родители узнают по каким признакам можно определить, что у ребенка слабый иммунитет.

Что такое иммунитет и как он работает?

Когда в человеческий организм пробираются различные вирусные или бактериальные инфекции, то он начинает вести с ними активную борьбу. Способность иммунной системы бороться с различными видами инфекций, которые попадают в организм, называется иммунитетом.

Иммунитет — совокупность физиологических процессов и механизмов, направленных на сохранение антигенного гомеостаза организма от биологически активных веществ и существ, несущих генетически чужеродную антигенную информацию или от генетически чужеродных белковых агентов.

Классификация иммунитета

Различают  врожденный (видовой) и приобретенный  иммунитет. Видовой (врожденный, наследственный) иммунитет достается малышу по наследству. Приобретенный иммунитет накапливается на протяжении жизни человека и разделяется на естественный и искусственный.

Естественный (приобретенный) иммунитет  делится на активный и пассивный. Активный естественный иммунитет накапливается постепенно после успешной борьбы с той или иной инфекцией.  Не все перенесенные заболевания способствуют формирования пожизненного иммунитета.  Ребенок может переносить некоторые заболевания несколько раз после очередного общения с микробом.

  Если ребенок переболел краснухой или ветрянкой, то  практически во всех случаях он приобретет стойкий пожизненный иммунитет против данных заболеваний. Длительность иммунитета зависит от способности микроба вызывать иммунный ответ.

Пассивный естественный иммунитет формируется за счет антител, которые передаются от матери к ребенку через плаценту во время беременности и через молоко при кормлении грудь.

Искусственный приобретенный иммунитет разделяют на пассивный и активный. Активный  иммунитет формируется после проведения профилактических прививок. Пассивный иммунитет  появляется после того, как в  человеческий организм вводят специальные сыворотки с антителами. Длительность такого иммунитета измеряется несколькими неделями, а после окончания этого срока он исчезает.

Понятие иммунного ответа и его виды

Иммунный ответ – это реакция организма на попадания в него каких-либо  чужеродных ему микробов или их ядов.

Виды иммунного ответа:

  • Неспецифический иммунный ответ активируется практически моментально, как только микроб попал в организм ребенка.   Его цель – уничтожение  микроба путем формирования очага воспаления.  Воспалительная реакция — универсальный защитный процесс, направленный на то, чтобы предотвратить увеличение поля деятельности микроба.  Общая сопротивляемость организма напрямую зависит от неспецифического иммунитета. Дети с ослабленным неспецифическим иммунитетом наиболее подвержены различным заболеваниям.
  • Специфический иммунный ответ  —  вторая ступень возникновения защитных реакций организма. На этом этапе организм пытается распознать микроб и выработать факторы защиты, которые будут направлены на устранение определенного вида микроба. Специфический и неспецифический иммунные ответы неизменно пересекаются и являются дополнением друг друга.

Специфический иммунный ответ подразделяется на клеточный и гуморальный:

  • Когда срабатывает клеточный специфический иммунный ответ, формируются клоны лимфоцитов, стремящихся разрушить мишени, в мембранах которых содержатся чужеродные  материалы, такие как клеточные белки.  Клеточный иммунитет помогает ликвидировать вирусные инфекции, а также некоторые виды бактериальных инфекций (например, туберкулез). Кроме  того, активированные лимфоциты – активное оружие борьбы с раковыми клетками.
  • Специфический гуморальный иммунный ответ действует через В-лимфоциты. После того, как распознан микроб, они активно синтезируют  антитела по принципу один тип антигена – один тип антитела. Во время всех инфекционных заболеваний  всегда начинают вырабатываться антитела. Гуморальный иммунный ответ развивается в течение нескольких недель, именно за это время в организме формируется необходимое количество иммуноглобулинов для того, чтобы полностью нейтрализовать очаг инфекции. Клоны лимфоцитов способны оставаться в организме довольно долго, поэтому при повторном контакте с микроорганизмами они дают мощный иммунный ответ.

Различают несколько типов антител (иммуноглобулинов):

  • Антитела типа А (IgA)   нужны для обеспечения местного иммунитета. Они  стараются не допустить проникновения микробов через кожные покровы или слизистые оболочки.
  • Антитела типа M (IgM) активируются сразу после того, как ребенок имел контакт с инфекцией. Они  способны одновременно связать  несколько микробов.  Если антитела типа M (IgM)  были обнаружены в ходе анализа крови, то  они являются свидетельством  возникновения и разрастания острого инфекционного процесса в организме.
  • Иммуноглобулины типа G (IgG) способны защищать организм от проникновения различных микроорганизмов в течение длительного времени.
  • Антитела типа Е (IgE) — защита организма от попадания микробов и их ядов  через кожу.

Как формируется иммунитет у детей: пять критических периодов в жизни детей

Иммунная система крохи начинает формироваться еще во время внутриутробного развития, когда между организмом матери и ребенка устанавливаются крепкие связи. Собственные антитела M в незначительном количестве  начинают вырабатывать у малыша примерно на двенадцатой неделе беременности, а их количество становится больше непосредственно перед родами.

Кроме того, в организме крохи к 12 неделе беременности появляются и Т-лейкоциты, число которых увеличивается на пятые сутки жизни малыша.

  В первые месяцы жизни ребенка защищают материнские антитела, так как синтезировать собственные иммуноглобулины организм малыша практически не способен.

  Нужное количество антител типа М приближается к взрослым показателям только к 3-5 годам жизни ребенка.

Выделяют пять критических периодов в жизни детей, которые влияют на процесс формирования иммунной системы:

  1. Период новорожденности (до 28 дня жизни ребенка). Малыш находится под защитой материнского иммунитета, в то время, как его собственная иммунная система еще только начинает формироваться. Организм ребенка восприимчив к воздействию различного рода вирусных инфекций, особенно, к тем, от которых мама не передала малышу свои антитела. В это время крайне важно наладить и сохранить грудное вскармливание, так как  грудное молоко – лучшая защита для малыша.
  2. Период с 3 по 6 месяц жизни ребенка. В это время в организме малыша разрушаются материнские антитела, формируется активный иммунитет. В этот период особенно активно начинают действовать вирусы ОРВИ.  Кроме того, малыши легко могут подхватить кишечную инфекцию и перенести  воспалительные заболеваниями органов дыхания.   Малыш может не приобрести от матери антител к таким болезням, как коклюш, краснуха, ветрянка, если у нее нет прививок или она не переболела ими в детстве. Тогда велик риск того, что эти болезни могут протекать у малыша в довольно тяжелой форме. Велика вероятность повторения болезни, потому что иммунологическая память младенца еще не оформилась. Также велик риск возникновения  аллергии у ребенка, прежде всего на пищевые продукты.
  3. Период со 2 по 3 год жизни малыша. Ребенок активно познает окружающий его мир, но в работе его иммунитета по-прежнему преобладает первичный иммунный ответ, а система местного иммунитета и выработка антител типа А остается довольно незрелой. Дети в этот период наиболее подвержены бактериальным, а не вирусным инфекциям, которые могут повторяться неоднократно.
  4. Возраст 6-7 лет. В этот период у ребенка уже есть багаж с накопленным активным иммунитетом. Тем не менее,  родителям стоит беспокоиться о том, что болезнь может принять хронический характер. Кроме того, велик риск появления аллергических реакций.
  5. Подростковый возраст. У девочек он начинается в 12-13 лет, у мальчиков чуть позже – в 14-15 лет. В это время происходит бурный рост и гормональная перестройка организма,  которые сочетаются с уменьшением лимфоидных органов.  Хронические заболевания дают о себе знать с новой силой. Кроме того, иммунная система  ребенка проходит испытания, если подросток сталкивается  с вредными привычками.

Слабый иммунитет: основные признаки

Признаки пониженного иммунитета у детей разного возраста:

  • Диатез в раннем возрасте.
  • У ребенка часто наблюдаются затяжные острые отиты,  а насморк непременно  преобразуется в синусит или гайморит. Возникают проблемы с  аденоидами, а также небными миндалинами.
  • Постоянная плаксивость и раздраженность, плохой недолговременный сон.
  • Плохой аппетит.
  • Бледная кожа.
  • Плохая работа кишечника. Стул нерегулярный или слишком частный, либо жидкий, либо  малышу трудно опорожнить кишечник.
  • Ребенок восстанавливается очень долго после того, как переболел.
  • Частое появление грибковых инфекций.

Факторы, снижающие детский иммунитет 

Причины пониженного иммунитета у грудных детей:

  1. Травма во время прохождения по родовым путям.
  2. Тяжелое течение беременности.
  3. Плохая наследственность и предрасположенность к инфекционным заболеваниям.
  4. Малыш отказался от грудного молока, не достигнув и шестимесячного возраста.
  5. Неправильный прикорм с избытком или недостатком необходимых пищевых элементов.
  6. Сбой в работе ЖКТ.
  7. Передозировка лекарствами.
  8. Тяжелая психологическая травма.
  9. Плохая экология, особенно, в районах с повышенной радиацией.

Причины снижения  иммунитета у детей школьного возраста:

  1. Повторяющиеся болезни уха, горла, носа.
  2. Неправильное питание, включая употребление в пищу продуктов, в которых превышено содержание нитратов или пестицидов.
  3. Стресс и постоянное нервное напряжение.
  4. Возникновение конфликтов, приводящих к непониманию и неприятию в коллективе.
  5. Злоупотреблением телевизором, компьютером, другими современными гаджетами.
  6. Минимальное количество времени ребенок проводит на улице, не отдыхает. Усталость и непосильные нагрузки: школа плюс множество дополнительных кружков и секций.
  7. Весной и осенью ежегодно обостряется аллергия.

Если иммунитет у ребенка слабый, то необходимо его укреплять. Как это сделать расскажет статья «Как укрепить иммунитет».

Поделитесь с друзьями:

Источник: https://baragozik.ru/zdorovyj-malysh/detskij-immunitet-osobennosti-formirovaniya-priznaki-i-prichiny-oslablennoj-raboty.html

Развитие иммунной системы и формирование иммунитета у детей

Особенности формирования и развития иммунной системы у детей и её органы

В формировании иммунитета у детей выделяют пять критических периодов: первые два наблюдаются в период новорожденности (до одного года), третий приходится на второй год жизни, четвертый – на 4-6-й годы жизни, пятый – на подростковый возраст. Каждый из этих периодов для развития иммунной системы очень важен, и родители должны сделать все, чтобы иммунитет у ребенка сформировался крепким.

Становление иммунитета у детей во время беременности матери

Во время беременности иммунная система матери не отторгает плод. Женский организм, плацента и плод синтезируют ряд белковых факторов небелковых соединений, подавляющих реакции отторжения. Становление иммунитета у детей протекает следующим образом.

Между восьмой и десятой неделями у плода появляются В-лимфоциты. Вначале это совершенно незрелые клетки.

Плод синтезирует очень небольшие количества IgG.

С развитием иммунной системы у доношенных детей к рождению уровень IgG повышается. Это достигается в результате транспорта IgG через плаценту в самые последние недели беременности (потому снижен иммунитет у недоношенных детей).

Материнские антитела класса IgG защищают новорожденного от дифтерии, вирусов полиомиелита, кори, краснухи, от микробных инфекций, вызываемых менингококками и стрептококками, отчасти от столбняка, и от многого другого.

Иммуноглобулины других классов, как уже отмечали, через плаценту не передаются.

В случае контакта с антигенами иммунная система плода отвечает незначительным появлением IgM. Резкое повышение концентрации IgM в пуповинной крови свидетельствует о внутриутробном инфицировании ребенка.

Синтез IgE может возрасти во внутриутробном периоде у детей из семей с повышенным риском развития аллергических заболеваний. В этих случаях повышенная концентрация IgE определяется уже в пуповинной крови.

Синтез IgA, и особенно его секреторной формы, у плода крайне ограничен.

Как формируется иммунитет у грудного ребенка

С развитием иммунитета у детей к концу первого года жизни в крови имеется примерно 50-60% количества IgG и только около 30% IgA от средних значений у взрослых.

К концу второго года жизни при формировании иммунной системы у детей содержание IgM и IgG составляет уже около 80% значений взрослых, a IgA — около 40%.

IgM достигает уровня такового у взрослых к 3—5 годам.

Секреторные иммуноглобулины класса А появляются в секретах после 3-го месяца жизни.

На протяжении первых четырех лет жизни их концентрация в слюне, назальных секретах в 4—5 раз ниже, чем у взрослых.

Значит, в первые годы жизни недостаточны системы местного иммунитета (высокая частота пищевой аллергии, ОРЗ). А если еще лишить малыша материнских иммуноглобулинов!

Лимфоидные органы ребенка раннего возраста отвечают на инфекционные агенты значительной гиперплазией (увеличением объема), которая сохраняется длительное время после преодоления инфекции.

Лимфаденопатия сопровождает практически любой воспалительный процесс, усиливаясь при конституциональном лимфатизме. В лимфатических узлах у детей могут длительно сохраняться микроорганизмы.

Стадии развития иммунитета младенцев и детей старшего возраста

В процессе роста ребенка существуют критические периоды для его иммунной системы. Как формируется иммунитет у ребенка на каждой стадии?

Первый такой период охватывает первые 29 дней жизни (период новорожденности). Иммунитет у грудничка обеспечивается в основном материнскими антителами. Характерна незавершенность фагоцитоза.

Ребенок слабо сопротивляется даже условно-патогенной микрофлоре, а также гноеродной и некоторым вирусам.

Проявляется склонность к септическим состояниям.

Второй критический период (3—6 мес.) характеризуется ослаблением гуморального иммунитета в связи с выводом из организма ребенка материнских антител.

На большинство антигенов развивается ответ с преимущественным синтезом антител класса IgM, не оставляющим иммунологической памяти.

Дети сохраняют очень высокую чувствительность к вирусам гриппа, парагриппа, аденовирусам.

Атипично протекают коклюш, корь, которые не сопровождаются развитием стойкого иммунитета (ребенок может заболеть повторно!). Проявляется недостаточность системы местного иммунитета младенцев (повторные острые респираторные вирусные инфекции); развиваются симптомы дисбактериоза, выявляются многие наследственные иммунодефициты; нарастает частота пищевой аллергии.

Третья критическая стадия развития иммунитета приходится на второй год жизни, когда значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром. Сохраняется первичный характер иммунного ответа на многие антигены, но синтез антител класса IgM уже переключается на образование антител класса IgG.

Однако синтез IgG запаздывает. Система местного иммунитета (IgA) остается неразвитой, дети по-прежнему чувствительны к вирусным инфекциям.

В этот период проявляются многие малые аномалии иммунитета, иммунопатологические диатезы (атопия), иммунокомплексные болезни.

Дети особенно склонны к повторным вирусным и микробно-воспалительным заболеваниям органов дыхания, JIOP-органов.

Четвертый критический период — четвертый-шестой годы жизни. Особенность развития иммунитета у детей в этом возрасте – перекрест в содержании форменных элементов крови.

Средняя концентрация IgG и IgM в крови соответствует аналогичным показателям у взрослых, уровень IgA в плазме еще не достигает окончательных значений, но значительно повышается содержание IgE.

Система местного иммунитета у большинства детей еще не завершает своего развития. Данный период характеризуется высокой частотой атопических, иммунокомплексных заболеваний, проявлением поздних иммунодефицитов. Формируются многие хронические заболевания.

Пятый критический период — подростковый возраст (У девочек с 12-13 лет, у мальчиков с 14-15 лет). Пубертатный скачок роста сочетается с уменьшением массы лимфоидных органов.

Стимуляция секреции половых гормонов (андрогенов) ведет к подавлению клеточного иммунитета и стимуляции гуморального.

У детей старшего возраста содержание IgE в крови снижается. Окончательно формируются типы иммунного ответа (сильный и слабый).

Нарастает воздействие на иммунную систему экзогенных факторов, например курения. Отмечается новый подъем частоты хронических, воспалительных и аутоиммунных заболеваний. Тяжесть атопических болезней (бронхиальной астмы и др.) у многих детей ослабевает.

В критические периоды становления иммунной системы особенно часто проявляются наследственные особенности иммунного ответа и иммунопатологические отклонения.

В эти же периоды одна болезнь может сменить другую. Например, у аллергика уменьшится пищевая аллергия, но разовьется аллергический ринит или бронхиальная астма. А у того, кто страдал дерматитом, появится полиартрит.

Но в эти же периоды болезнь может отступить или уйти насовсем.

Статья прочитана 14 925 раз(a).

Сразу же обратим ваше внимание, что аптечка для ребенка должна находится отдельно от взрослой. В домашнюю аптечку для ребенка должны входить толкьо препараты в специальной …

Впервые появившаяся аллергическая реакция у ребенка – это настоящий повод для тревоги у родителей. Там предвестником может проявляться бронхиальная астма и нарушение …

Отравление растениями происходит не только летом, когда за окном развивается огромное количество представителей флоры. В ряде случаев непреднамеренное отравление …

Отравление грибами у детей зачастую проявляется более клинически остро, чем у взрослого человека. Это обусловлено более интенсивными процессами биохимического метаболизма …

Укус клеща у ребенка – это всегда высочайший риск развития клещевого энцефалита или боррелиоза. Данные заболевания относятся к летальной группе и зачастую приводят …

Укусы насекомых у детей – это досадная неприятность, которая сопровождает все летние прогулки на природе. Первое, что делать при укусах насекомых у детей – предпринимать …

Носовое кровотечение у детей может быть спровоцировано слабостью зоны Киселева, атрофическим ринитом или нарушением факторов свёртываемости в организме. В любом случае …

Различные повреждения ушей у детей младшего возраста зачастую связаны с проведением ими различного рода экспериментов. Инородное тело в ухе ребенка – это довольно …

При неосторожном обращении с мелкими и крупными предметами во время игры у малыша может возникнуть специфическая травма. Она может выражаться в образовании синяка …

Тупая травма грудной клетки в детском возрасте может быть результатом неправильного пеленания, падения с возвышенности, резкого поворота туловища и т.д. В виду того, …

Черепно-мозговая травма у детей может возникнуть даже при нырянии в воду. Это связано с непропорциональным развитием церебральной структуры, которая не успевает «заполнять» …

В бытовых условиях травматическая ампутация пальца может произойти даже при неосторожном закрывании тяжелых металлических дверей или входных ворот. При этом возможно …

Все возможные травмы у детей случаются по причине невнимательности родителей и неосторожности самых малышей. Обучение элементарным правилам безопасности играют роль …

Утопление у ребенка может иметь различные негативные последствия. Иногда удается спаси малыша, а буквально спустя несколько часов он погибает. нужно знать о вторичном …

Первый неудачный опыт употребления горячительных напитков может случится в жизни каждого современного подростка. не стоит сразу же начинать паниковать. Алкогольное …

Родителям необходимо обладать информацией о том, что делать при отравлении ребенка, какие меры по спасению его жизни следует предпринимать до приезда бригады скорой …

Источник: https://vkapuste.ru/?p=7712

Первый период

Иммунная система у человека начинает формироваться сразу же после рождения. Именно тогда и начинается первый критический период. Проходя по родовому каналу, ребенок сталкивается с новыми для его организма бактериями.

Количество влияющих микроорганизмов значительно увеличивается после того, как малыш появляется на свет.

В этот период иммунитет работает только на 40-50%, в противном случае ребенок просто не выдержал бы такого быстрого изменения окружающей среды.

Первые 2-3 месяца организм новорожденного чрезмерно восприимчив к любым инфекциям и вирусам, вся защита обеспечивается иммуноглобулинами матери, которые попали в организм малыша через плаценту.

По мере роста кишечник ребенка заполняется полезными кишечными бактериями. Значительную часть полезных веществ организм получает из грудного молока и специальных смесей. Большим количеством иммуноглобулинов обладает молозиво, которое появляется в молочных железах сразу же после рождения ребенка.

Для Вас:  Строение лимфоузла, функции, значение для иммунитета

Второй период

На 3-6 месяце жизни ребенка начинается второй период становления его иммунных способностей. Он характеризуется спадом гуморального иммунитета.

На этом сроке материнские иммуноглобулины начинают покидать малыша. Большинство антител не обладает иммунологической памятью, из-за чего организму приходится вырабатывать их самостоятельно.

Дети в этом возрасте имеют высокую чувствительность к гриппу, парагриппу и аденовирусам.

В этот период малыши начинают активно болеть, некоторые инфекции могут возникать повторно. В возрасте 3-6 месяцев часто выявляются многие наследственные недуги, появляются симптомы дисбактериоза и пищевых аллергий. Очень важно закалять малыша после каждого купания.

Третий период

Третий критический период развития иммунных функций организма выпадает на 2-3 года жизни. Именно в это время организм способствует развитию естественной защиты. Происходят такие изменения из-за активного контакта с окружающим миром: другими детьми и животными.

В этом возрасте дети болеют чаще всего, одна инфекция может сменяться другой. Очень важно не подавлять работу естественной защиты антибиотиками или иммуностимуляторами без особой нужны, а дать ему самостоятельно побороться с патогенными организмами.

Не стоит паниковать, если ребенок болел 8-12 раз за год.

Четвертый период

Четвертый критический период развития иммунитета приходится на начало и пик полового созревания. Для девочек это 9-11 лет, для мальчиков – 12-16. Развитие иммунитета затормаживается из-за гормонального всплеска. Из-за этого у подростков и появляются прыщи на коже лица.

В этот период часто проявляются заболевания, которые были диагностированы в глубоком детстве, но это этого никак не проявляли себя. Очень важно принимать различные витаминные комплексы в период сезонных обострений инфекций.

Такие меры способствуют укреплению защитных функций организма.

Первый период развития

Первым критическим периодом в становлении иммунитета ребенка является непосредственный момент рождения. Дело в том, что во время родов иммунитет специально подавляется, работая при этом на 40-45%.

Объяснить это можно тем, что при прохождении ребенком родовых путей он контактирует с миллионами новых неизвестных для него бактерий, а при появлении на свет это количество увеличивается до миллиардов.

В случае полноценной работы иммунной системы ребенка, организм бы не смог справиться с таким давлением неизвестных организмов и погиб бы.

В связи с этим во время рождения малыш оказывается наиболее уязвимым для различных инфекций, и лишь благодаря материнским клеткам (иммуноглобулинам) организм продолжает полноценно функционировать.

После появления на свет желудочно-кишечный тракт ребенка заполняется множеством полезных кишечных бактерий, и при непосредственном питании ребенка грудным молоком и смесями иммунная система малыша начинает постепенно восстанавливаться.

Физиология иммунной системы

В ИСЧ каждому ее компоненту, каждому ее органу, каждой ее клетке отведена только ей присущая роль. И именно поэтому физиология иммунной системы предопределяет ее работу и фукциональность.

Мы можем компентентно заявить, что физиология иммунной системы, на самом деле, довольно не сложна. Ее органы подразделяются на: центральные (костный мозг и тимус) и периферические (лимфоузлы, селезенка, лимфоидная ткань различных органов, кровь и лимфа).

Основными клетками, так сказать “бойцами” иммунной системы являются лимфоциты.
Лимфоциты происходят от стволовых клеток и делятся на 2 большие группы: Т-лимфоциты и В-лимфоциты.

Т-лимфоциты делятся на: Т-киллеры, Т-хелперы, Т-супрессоры, Т-эффекторы, т-амплифайеры и Т-клетки иммунной памяти. У кадого вида этих клеток свои функции и свое предназначение.

Источник: https://probol.info/immunitet/osobennosti-formirovaniya-i-razvitiya-immunnoj-sistemy-u-detej-i-eyo-organy-2-1-vozrastnye-osobennosti-immuniteta-kriticheskie-periody-stanovleniya-immunnoj-sistemy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.